Журнал 'Строительный учёт'

Трижды Лауреат Международного Рейтинга

"Золотая Фортуна"

31.05.2017 г.

Расширены полномочия при проверках инспекции по труду

Постановлением от 26.04.2017 г. № 295 Кабмин утвердил Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок).

С момента вступления Порядка в силу предусмотрены две формы осуществления контроля — как с выездом на место, так и без такового. Соответственно они будут осуществляться в форме инспекционного посещения и невыездной инспекции.

Порядком предусмотрен достаточно широкий перечень оснований, по которым могут проводиться инспекционные посещения, в частности:
по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде (например, непроведение расчетов при увольнении, невыдача трудовой книжки, неоформление трудового договора и т. п.); 

  • по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений (например, неоформление трудового договора, отказ в принятии на работу и т. д.);
  • по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;
  • по информации:
— Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
— ГФС и ее территориальных органов о несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг), средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности; о фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий; о фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом; о работодателях, имеющих задолженность по уплате ЕСВ в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника;
— Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной, работодателях, у которых в отношении работников отсутствует уведомление о приеме на работу, работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов, относительно работников, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года; о работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы); о работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров и т. д.;
— профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Как видим, наиболее широкий перечень оснований дает информация ГФС и Пенсионного фонда, которые на основании анализа данных отчетности могут предоставить инспекции по труду информацию по «рисковым» работникам.
А это означает, что прийти с проверкой могут почти на любое предприятие. Решение о целесообразности проведения соответствующих мероприятий по основаниям, определенным пп. 5–7 п. 5 Порядка, принимает руководитель органа контроля, его заместитель.
О проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда сообщает объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционному посещению. Это означает, что посещение (проверка) по вопросам неоформленных сотрудников может иметь «внезапный» характер и предварительно уведомлять о нем, скорее всего, не будут.
При этом Порядком определено, что при проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение. То есть Порядком не предусмотрено предоставления направления на проверку.
Порядок также определяет, что продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов микро- и малого предпринимательства — 2 рабочих дней.
Следует отметить, что новым Порядком права инспекторов по труду в значительной мере расширены. Так, п. 11 Порядка установлено, что инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления не­оформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных п. 5 Порядка, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд.
Кроме того, инспекторам дано право знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, самостоятельно или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам предприятия вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения.
По результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляется акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде — предписание об их устранении. Акт составляется в последний день инспекционного посещения или невыездного инспектирования в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, его проводившим, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем. Если предприятие не согласно с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью. Замечания могут быть поданы не позднее трех рабочих дней с даты подписания акта.
Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки по письменному требованию инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования. Предписание выносится не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказ от подписания), а в случае наличия замечаний — на следующий день после их рассмотрения.
Как видим, утвержденный Порядок не только серьезно детализирует порядок проведения проверок относительно нарушения законодательства о труде, но и в значительной мере несет риски для тех работодателей, которые используют труд неоформленных работников — ведь теперь инспекторы в ходе проверок будут иметь гораздо больше способов выявить нарушение трудового законодательства.

Cвежий номер

2017.10.jpg

Архив


Новости     |     Журнал     |     О Нас     |     Справочники     |     Карта сайта
Array
(
)