Журнал 'Строительный учёт'

Специализированный журнал "СТРОИТЕЛЬНЫЙ УЧЕТ"

рекомендован УБА

02.04.2017 г.

Фискалы о внеплановых проверках

ГФСУ в письме от 23.11.2016 г. № 2436/2/99-99-14-05-02-10 проанализировала особенность проведения документальной внеплановой проверки и обратила внимание на следующие моменты. 

1. Согласно пп. 78.1.11 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НК) документальная внеплановая проверка осуществляется в случае получения судебного решения суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенного ими в соответствии с законом. Вместе с тем Законом Украины «О прокуратуре» от 14.12.2014 г. № 1697-VII в Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее — УПК) внесены изменения относительно полномочий следователя, а именно с 15.07.2015 г. исключен п. 4 ч. 2 ст. 40, который предусматривал право следователя на назначение ревизий и проверок. Таким образом, сегодня документальные проверки субъектов хозяйствования при расследовании уголовных производств назначаются исключительно судебными решениями.

Обязательность исполнения судебных решений определена Конституцией Украины (ст. 124), Гражданским процессуальным кодексом Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV (ст. 14), а обязательность выполнения законных требований и процессуальных решений (постановлений) следователя, прокурора — УПК (ст. 36, 40 и 110). Судебным решением может устанавливаться срок проведения проверки. В случае отсутствия в судебном решении такого срока проведение проверки органом ГФС обеспечивается в первую очередь с учетом требований НК. 

2. О проведении документальной внеплановой проверки руководитель контролирую­щего органа принимает решение, которое оформляется приказом (п. 78.4 НК). Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручено под расписку копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проведению документальной внеплановой выездной проверки осуществляется согласно ст. 81 НК (п. 78.5 НК). Абзацами 2, 3 и 4 п. 81.1 НК определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предъявлены или присланы для проведения документальной выездной и фактической проверок, а также содержание информации, которая указывается в таких документах. В частности, одним из таких документов является копия приказа на проведение проверки, где указывается в том числе цель и основания для проведения проверки. При этом в перечне документов отсутствуют судебные решения, постановления следователя, прокурора. 

Следует отметить, что судебные решения, постановления следователя, прокурора содержат сведения досудебного расследования. Статьей 222 УПК определено, что сведения досудебного расследования можно разглашать только с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают возможным. В необходимых случаях следователь, прокурор предупреждает лиц, которым стали известны сведения досудебного расследования, в связи с участием в нем, об их обязанности не разглашать такие сведения без его разрешения. Незаконное разглашение сведений досудебного расследования влечет за собой уголовную ответственность, установленную законом. 

Кроме того, п. 76 Типовой инструкции по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 30.11.2011 г. № 1242, установлено, что учреждение может заверять копии только тех документов, которые создаются в нем, а также в случаях, предусмотренных в абзаце 2 данного пункта.

3. В соответствии с абз. 5 п. 81.1 НК основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки является непредъявление или отправление в случаях, определенных НК, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) документов, определенных абзацами 2, 3 и 4 п. 81.1 НК, или предъявление таких документов, оформленных с нарушением установленных требований. 

Отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) от допуска к проверке на других основаниях, нежели определены в абз. 5 п. 81.1 НК, не допускается (абз. 6 п. 81.1 НК). Вместе с тем п. 81.2 НК предусмотрено, что в случае отказа плательщика и/или должностных лиц плательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) в допуске контролеров к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа. 

Если плательщик отказывается от проведения документальной или фактической проверки при наличии законных для этого оснований или от допуска должностных лиц контролирующего органа, то в соответствии с пп. 94.2.3 НК к нему может быть применен арест имущества, что является исключительным способом обеспечения выполнения плательщиком его обязательств. При этом препятствование уполномоченным лицам контролирующих органов в проведении проверок — основание для составления протокола об административном правонарушении, что предусмотрено ст. 188-23 Кодекса Украины об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на должностных лиц от 136 до 255 грн., в случае повторного совершения правонарушения в течение года — от 170 до 340 грн.

Cвежий номер

2017.08.jpg

Архив


Новости     |     Журнал     |     О Нас     |     Справочники     |     Карта сайта
Array
(
)